Не знаю, как вам, но мне зубрить не нравится с раннего детства. Честно говоря, я всячески обманывала свой мозг, придумывала смешные ассоциации, весёлые обходные пути запоминания, лишь бы избежать старого доброго заучивания «by heart». Сегодня, работая преподавателем уже более 15 лет, я понимаю, что процесс зубрёжки не только неприятный, но ещё и вредный — не совсем, конечно, бесполезный, — но в языке может сыграть роль злодея очень легко.
Разберёмся, в чём плюсы и минусы такого подхода в отношении языков?
Плюсы заучивания наизусть | Минусы зубрёжки |
---|---|
1) сможешь сдать тест или экзамен (заучить на короткий срок проще, чем понять материал) | 1) заученный материал не помогает пониманию, то есть шаг вправо-влево — и ты уже не знаешь, как поступить |
2) если повторять в течение какого-то длительного периода (например, школы), в итоге запомнишь материал надолго, но не будешь знать объяснение | 2) обычно зубрёжка помогает на короткий срок, но через пару лет забывается |
3) у тебя не будет сомнений, если попадётся выученная ситуация | 3) зубрёжка в языке не даёт возможности выражать именно свои мысли, но помогает выражаться шаблонами, поэтому если мы хотим свободно общаться, зубрёжка не поможет |
4) на душе легко, когда знаешь, что выучил — появляется ощущение основательности | 4) если ты понимаешь основы, то более сложный материал осознается легче, даже без преподавателя |
5) ты сможешь хорошо аппелировать простой выученной базой, в которой будешь чувствовать себя уверенно | 5) часто в грамматике нет одного решения на все случаи, и нужно самому разобраться, что выбрать, как сказать лучше: зубрёжка таких ответов не даёт |
На каком бы языке вы сейчас не учились говорить, вам наверняка хочется выражать именно свои мысли, используя ваш уникальный стиль и характер. И это возможно! Но не тогда, когда вы используете заучивание. Зубрёжка лишает вас свободы выбора, ведь у вас в арсенале имеются только уже кем-то подготовленные шаблоны «как принято» или «как чаще».
Более того, если говорить про английский, то дело даже не столько в красотах самовыражения. Английская грамматика знаменита своей образностью. Одну и ту же ситуацию можно рассмотреть и представить с разных сторон различными способами. И если все эти способы просто зубрить, каждый раз мозгу придётся обращаться в отдельные уголки памяти и сличать выученное с настоящей ситуацией — это сложно, долго, скучно и не всегда эффективно и правильно. В то же время, если мы поняли материал, пропустили его через свой опыт, то выбирать средства мы будем на основании наших мыслей и понимания, что, скорее всего, даст более правильный, быстрый и интересный ответ.
Язык — это средство выражения наших мыслей, а не простой перевод выученных и кем-то подготовленных фраз. Самое интересное, что изучать язык через практику и осознание не просто полезнее, но ещё и интереснее и легче.
Для интереса и наглядности, приведу один из любимейших примеров, где от выбора зависит многое. Ловите два предложения (они оба верны с точки зрения грамматики и без контекста выбор зависит только от автора) и их анализ:
I work as a teacher. | I am working as a teacher. |
Эта ситуация постоянна, я делаю это по жизни и, скорее всего, не собираюсь менять. | Это нечто временное либо происходящее сейчас. Возможно, я подумываю о том, что изменить положение дел. |
Вот скажешь второй вариант на собеседовании — и может последовать вопрос: «А чем вы хотите заниматься в дальнейшем?»
Можно хорошенько выучить пару времён, глаголы be, have, конструкцию there is/are, go и этим обходиться, конечно. Да-да, вас будут в основном понимать, но как? Так же и с зубрёжкой. Чем точнее и ярче вы выразите свою мысль, тем лучше вас поймут, тем чётче будет результат!
В следующий раз, когда я снова вам буду рисовать английскую грамматику и объяснять, что нет одного ответа — не хныкайте, а вспомните вот что:
A sun is shining… — означало бы, что у нас, скорее всего, несколько солнц и лишь одно из них засияло.
I am working… — может показать вашему работодателю, что вы вовсе и не хотите стабильности.
I studied English for 2 years сообщит мне о том, что сейчас вы английский не изучаете, и кто его знает, возможно, вообще больше не хотите им заниматься, раз ситуация уже закрыта.
Конечно, приходится кое-что всё-таки заучивать, например, неправильные глаголы, основные функции грамматических времён, какие-то исключения. Но если речь об английском, то нам несказанно повезло! Именно в этом чудесном языке почти все пункты грамматики легко описываются картинками, осознаются образно и логически и затем закрепляются практикой. Вместе заучивания правил, я посоветую вам посмотреть фильм на английском, обсудить высказывание, прочитать статью на BBC или поиграть в игру-упражнение на сайте. Наслаждайтесь и развлекайтесь, изучая! Язык любит, когда им пользуются и играют словами, а не укладывают фразы на пыльные полочки заученного.