Считается, что от домашней работы зависит чуть ли не половина (а некоторые утверждают, что даже больше) вашего успеха в учёбе. Лично я отношусь к обязательной домашке скептически (мне кажется, важнее любить язык и обучение, делать задания в наслаждение, а не заставлять себя или учиться через усталость), но я нашла множество способов слегка «обмануть» наше сознание и делать вроде бы просто приятные дела, но на самом деле параллельно обучаться языку. Однако об этом в другой статье, а здесь я расскажу вам о плюсах и минусах выполнения домашней работы и в конце дам краткие советы о том, как и когда её лучше всего делать.
Сначала давайте разберёмся, почему делать домашку «через не хочу» не нужно.
Почему не стоит делать домашнюю работу без желания или адекватных возможностей:
1. Убивается желание учиться.
Если вы всё время заставляете себя что-то делать, вы автоматически начинаете это не любить. А если мы что-то в нашей жизни не любим, во-первых, мы становимся несчастными (зачем тогда вообще учиться?), во-вторых, процесс запоминания и обучения тормозится самим же мозгом как нечто чужое и враждебное. Такой эффект вы, возможно, наблюдали в школе или иногда на работе. Уроки английского могут приносить радость, если их правильно построить, даже если изначально вы пришли на них, потому что «надо», а не «хочу». Обязательная домашняя работа без желания не входит в такой формат — язык в удовольствие.
2. Нет времени или сил — материал не будет усвоен.
Когда мы устали, о чём-то сильно переживаем или же просто слишком много событий в жизни в данный момент, наш мозг будет сосредоточен именно на этом: отдохнуть, подумать, сделать что-то другое — и все задания, которые вы сделаете, скорее всего, пройдут просто мимо, то есть вы потратите время и силы, а материал всё равно не будет усвоен. Грамотнее было бы отложить домашнюю работу, но прийти на урок, чтобы сохранить важную для обучения и привычки регулярность. Когда мы занимаемся под руководством или просто с кем-то, нам легче отвлечься от насущных дел, чем когда мы делаем упражнения в одиночку.
3. Нет внутренних ресурсов — мы делаем много ошибок.
Здесь я вижу такую цепочку:
4. Упражнение не нравится — выходит спустя рукава или без желания.
Всегда можно подобрать те задания, которые именно вам будут нравиться. Если вы сталкиваетесь с тем, что внутренне искренне не хотите делать упражнение, потому что задание вам не близко или раздражает, скажите преподавателю и попросите заменить его — это всегда возможно! Мы не обязаны делать все упражнения от корки до корки, у нас есть огромный выбор интересных материалов для любого человека, какой бы необычной или уникальной не была его или её личность.
Подводя итог этой части, могу сказать, что лучше не делать домашнюю работу, если:
- У вас нет на это достаточно свободного и продуктивного времени.
- Вы очень устали, заболели, замучены на работе или у вас сейчас много других дел.
- Вы не хотите её делать, и она ассоциируется с «обязаловкой» в школе.
- Вам не нравятся упражнения.
- Вы хотите только болтать с преподавателем в рамках урока — и вам этого достаточно.
Переходим далее к тому, почему всё-такие домашняя работа полезна, а в отдельной статье я расскажу, что вы можете делать сами в дополнение к урокам и вместе с или вместо домашней работы.
Плюсы домашней работы
1. Закрепление пройденного (повторение — мать учения 😉 )
Безусловно, делая домашнюю работу, вы закрепляете пройденный материал на уроке. Повторяя его несколько раз, вы усиливаете запоминание слов, фраз, грамматики.
2. Самостоятельный разбор материала помогает понять лучше
Часто (почти всегда) бывает так, что на уроке нам всё понятно, а садимся делать упражнение дома, и снова запутались. И здесь у вас два варианта: вы можете оставить это дело и разобраться снова с преподавателем на уроке, а можете попытаться, глядя в наши записи, разобраться самостоятельно. Вовсе не зря говорят, что если сможешь объяснить материал, значит ты его понял (наоборот тоже верно: не смог — значит не очень понял). Так вот если вы сможете снова разобраться в материале сами, скорее всего, вы его усвоите надолго и глубоко. По идее, именно поэтому нас просили пересказывать правила в школе (я кстати учить правила наизусть не прошу) — чтобы мы их пропустили через себя и встроили в наше осознание того, как язык работает.
3. Повышение регулярности
Скажем, вы выбрали заниматься с преподавателем два раза в неделю по одному часу. Это означает, что по-английски вы говорите 2 часа в неделю…этого достаточно, если вы просто хотите не потерять навык или потихоньку учить язык без спешки, но если вы хотите больше окунуться в языковую среду, если вам предстоит сдавать экзамен, конечно, этого мало. Причем лучше всего увеличивать регулярность, а не только длительность одного урока. Вы можете поставить ещё один урок в неделю, а можете спокойно усилить эффект с помощью домашней работы. Самое классное — делать что-то каждый день. Выделите 5-15 минут в день (кроме, дня урока) на язык, и вы увидите колоссальную разницу. Причем время на язык не означает, что вам нужно каждый день делать упражнения. О том, что можно делать с интересом и незаметно для себя, читайте здесь.
4. Выявление слабых сторон
Когда вы делаете упражнение самостоятельно, становится более очевидно, с чем иметь дело сложнее или где понимание довольно шатко, поэтому домашняя работа может стать своего рода диагностикой проблемных или слабых моментов в понимании материала.
5. Осознание, что я молодец и стараюсь
Очень важный, на мой взгляд, пункт. Если мы сами понимаем, какие мы молодцы, что стараемся и прикладываем максимально возможные усилия (и это важно именно для нас, а не для родителей или преподавателей), мы себя хвалим и отмечаем успехи больше и чаще, что стимулирует дальнейшие старания и успеваемость. Мы также в таком случае видим и чувствуем, что проходим учёбу в полном возможном объеме, ничего не упуская, что психологически может быть важно для многих из нас.
Я считаю, что сам первый шаг — начать заниматься языком даже без домашней работы — это уже огромное дело, и вы молодец, но если хочется ещё больше себя хвалить и отмечать то, что вы делаете для успеха, выполняйте домашнюю работу для себя! Но, пожалуйста, делайте это полезным образом, который принесёт и успех и радость. Мы прекрасно знаем мудрость, что счастье и польза заключены в балансе, всего должно быть в меру. Не перетруждайте свой мозг и тело, и желательно, конечно, не выполнять домашнюю работу в день урока, создавая двойную нагрузку, а распределять её на другие дни.
Советы по выполнению домашней работы
5-15 минут ежедневно
Выделайте 5-15 мин ежедневно на язык (кроме дня уроков с преподавателем)
Правильное время суток
Делайте упражнение в то время суток, которое для вас эффективно
Любимые упражнения
Исключайте упражнения, к которым есть отвращение (обсудите это с учителем)
Будьте здоровы
Избегайте упражняться, если болеете или очень устали — проявите мягкость и понимание к своему состоянию
Оценка возможностей
Адекватно оценивайте свои моральные и физические возможности
Распределение заданий
Распределяйте задания по дням — не делайте всё за 1 раз перед уроком
Ну а в целом, конечно, делать домашнюю работу полезно, но только тогда, когда вы в хорошем состоянии и можете осознать то, что делаете. Учитесь легко и с удовольствием — тогда результат неизбежен.